Пригороды Санкт - Петербурга

Санкт-Петербург богат красивейшими пригородами, они как ожерелья обрамляют город. Дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Стрельни, Пушкина и Павловска известны на весь мир своими
Пригород Ломоносов
живописными аллеями, великолепными дворцами, освежающими фонтанами, зеркальными озерами и тихими беседками.
Без путешествия по пригородам представление о Санкт-Петербурге будет неполным:
  • Петергоф (Петродворец);
  • Пушкин (Царское село, Детское село);
  • Павловск;
  • Стрельна;
  • Гатчина;
  • Ломоносов (Ораниенбаум);
  • Кронштадт.

Строительство первых дворцов вокруг Санкт-Петербурга связано с именем императора Петра I, в начале 18 века он активно расширял границы Российского государства и завоевывал выход к морю, в 1703 году Пётр освободила от шведов устье реки Нева и заложил крепость Санкт-Петербург. Вскоре вырос город Санкт-Петербург, позднее ставшей новой империей столицей Российской империи. А для защиты от морских вторжений на острове Котлин, в Финском заливе, спешно строилась крепость Кронштадт.
Император лично следил за ходом стройки государственной важности, но из-за опасности продвижения по Финскому заливу он предпочитал большую часть маршрута проделывать по суше. По маршруту следования государя возводились разные строения, одним из них дворцово-парковый ансамбль в Стрельне.
А началу этому в 1711 году положил первый деревянный дворец Петра 1.

Пригород Стрельна

Стрельна располагается в 19 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Сегодня здесь находится Дворец Конгрессов - государственная резиденция. Из Петербурга в Стрельну можно попасть по воде, на катере или яхте, на автомобиле по Петергофскому, а затем по Санкт-Петербургскому шоссе или на трамвае пригородного маршрута № 36.
Помимо усадьбы с деревянным дворцом, император планировал создать в Стрельне парадный дворцово - парковый ансамбль с фонтанами и каскадами - второй Версаль, к проекту привлечены архитекторы: Жан Батист Леблон и Бартоломео Растрелли.
Внимательно ознакомившись с их проектами Петр Первый выбрал вариант француза Леблона. Но в начале строительства, в двадцатых годах XIIX века грандиозная стройка приостановилась, стало ясно что без помощи насосов, мечту о столице фонтанов в Стрельне не воплотить в жизнь,

Константиновский дворец

а в соседнем Петергофе сама природа создала более благоприятные для этого условия.
В двадцатом веке, во время II - ой мировой войны стрельнинский ансамбль был почти полностью разрушен, остался только каменный остов. Новая эпоха в жизни Стрельни началась с восстановление Константиновского дворца, теперь уже в статусе официальной резиденцией Российской Федерации. Над реконструкцией помещений реставраторы работали два года, по пятнадцать часов в сутки, стараясь в полной мере воссоздать утраченные исторические интерьеры. На территории комплекса Дворец Конгрессов, общей площадью 180 гектаров теперь проходят международные форумы и встречи на высшем уровне.
Интерьеры Константиновского дворца были воссозданы в соответствии с историческими описаниями, акварелями и фотографиями, мастера постарались восстановить цветовую гамму всех помещений здания, каждый предмет, находящийся в зале или гостиной соответствуют общему стилю той эпохи.
Визитная карточка дворца - Мраморный зал, интерьер здесь создает пространственную иллюзию бесконечности: свет поступает из сквозных венецианских окон, играет бликами на натуральном мраморе, лучи преломляются в хрустальных подвесках золоченых люстр и исчезают в отражении зеркал.В девятнадцатом веке здесь проводили великосветские баллы, концерты и спектакли. На основе двух фотографий, сохранившихся в музейных архивах, реконструированы все люстры Мраморного зала, одна из них - центральная на 132 свечи и весит почти 800 килограммов.
Самый большой зал дворца Голубой, его площадь почти 400 квадратных метров, чередование зеркал и окон, расположенных симметрично, зрительно увеличивают объем помещения, в 19 веке Голубой зал называли Военным, здесь принимали присягу новобранцы. Константиновский дворец не зря называют особым историческим местом, более 100 лет члены царской фамилии создавали здесь собрания произведения искусства, сегодня традиции высокого коллекционирование возрождаются. В музейных экспозициях широко представлено русское изобразительное и декоративно-прикладное искусство 18 - 20 веков, в том числе всемирно известные собрания Ростроповича и Галины Вишневской. В гротах Константиновского дворца расположены винные погреба, где хранится коллекция элитных вин.
Константиновский дворец окружают парки: Нижний парк и Верхний парк. Нижний парк в Стрельне, наряду с Летним садом в Санкт-Петербурге и парком Петергофа - один из трех первых русских парков во французском регулярном стиле, именно благодаря ему Константиновский дворцово-парковый ансамбль был включён в список памятников находящихся под охраной ЮНЕСКО. Нижний парк с первого взгляда удивляет строгостью прямых линий каналов, устремленных к морю. Атмосферу французского парка создают восемь фонтанов под общим названием Цветы. О фонтанах в Стрельне Пётр Первый мечтал еще три столетия назад, однако воплотить проект императора удалось лишь в наше время.

В первой половине 18 века в окрестностях Санкт-Петербурга были созданы четыре грандиозных дворцово - парковых комплекса: в Царском селе, в Петергофе, Стрельне и Ораниенбауме, не считая нескольких десятков дворцов князей и знати.

Пригород Петергоф

Петергоф расположен всего в 10 километрах от Стрельны. Добраться сюда из Петербурга можно разными способами: на электричке от Балтийского вокзала, на маршрутном такси от метро Автово или на собственном автомобиле. Однако можно попасть в Петергоф и водным транспортом на комфортабельном метеоре на подводных крыльях, такое путешествие из самого центра Петербурга займет всего полчаса. Морская резиденция на южном берегу Финского залива нужна была Петру Первому, чтобы поднять престиж империи в Европе, поэтому строительство велось с небывалым размахом.
Петергоф можно в буквальном смысле назвать Петра творение, до наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, в прочем документы подтверждают, что Пётр не только занимался общей планировкой Петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Приморская резиденция императора разделена на две части: Парадный Нижний парк, занимающие огромную территорию 112 гектаров и небольшой, всего 15 гектаров Верхний сад, устроенных скорее для пользы чем для красоты, здесь выращивали фрукты и овощи для царского стола.
Перепад высот между Верхним и Нижним парком более 10 метров, именно это позволило строителям организовать самотечную систему водоснабжения

Петергоф Большой каскад

фонтанов, система создавалась под личным руководством Петра I.
Благодаря ландшафту местности с родниками на Ропшинских высотах и понижение рельефа ближе к заливу удалось создать такую систему система водоснабжения, при которой вода из фонтанов могла бить в течение всего дня. Первый пробный запуск состоялся в 1721 году, торжество по поводу открытия фонтанов через два года.
Царь Пётр лично показывал послам из других стран достопримечательности ансамбля, комплекс фонтанов строился и совершенствовался до середины 19 века, в результате было создано более 155 фонтанов и пять каскадов на территории Нижнего парка и Верхнего сада, морской канал разделяющий Нижний парк на две части, в котором размещено наибольшее количество петергофских достопримечательностей.
Большой Каскад - воплощенная мечта российского императора, устроить в своей морской резиденции сияющий праздник воды. Ряды фонтанов переходили в ряды стройных деревьев, не очень высоких, с прямоугольными кронами, липы и клены делали удивительным четким весь план, всю перспективу Нижнего парка. Поверх деревьев и в просветах аллей открывалась вся ширь моря, а гостям подъезжавших со стороны моря на кораблях и лодках был виден не только дворец, но и вся панорама.
Дворец Монплезир, Монплезирский сад, фонтаны - шутихи, трехэтажное здание Большого Петергофского Дворца на куполе которого не двуглавый, а трехглавый орел, сделанного так для того, чтобы из любой точки парка посетители могли увидеть двуглавый профиль - все это наследие петровского времени.

Пригород Царское Село

Царское Село, он же город Пушкин, он же Детское село. В 1717 году архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн приступил к постройке первого каменного царского дома, который успешно завершил в 1724 году, представлявшее на тот момент двухэтажное сооружение достаточно небольшого размера, состоящее из 16 комнат. Трудно представить, что когда-то здесь находилась лишь небольшая деревянная усадьба, а само местечко называлось Сарская мыза, что в переводе с финского означает “возвышенность”, мызу Петр подарил супруге в 1710 году. Три императрицы были хозяйками этих мест, и каждая сыграла свою роль в обустройстве будущего великолепного дворца: Екатерина I, Елизавета (её дочь) и Екатерина II.
Стремление императорской фамилии к ослепительной роскоши, с еще большей силой сказалось во внутреннем убранстве дворцовых помещений, отделанных со сказочной пышностью и блеском.

Пригород Пушкин

Такие помещения Царскосельского дворца, как первая, вторая и третья антикамеры, Дворцовая церковь и, в особенности, Большой или Тронный зал, сохранившие отделку Растрелли, остаются подлинными шедеврами русского декоративного искусства. Выложенные в простенках зеркалами и золоченой резьбой, залитый светом Большой зал, предназначался для торжественных парадных приемов.
Большое значение в декоративной отделке дворца имеет деревянная резьба: резные картуши, валюты, сидящей фигуры амуров, легкие гирлянды цветов, обрамление дверей и окон украшают залы. Резьба была выполнена мастерами Петербургской канцелярии от строений и адмиралтейства. Интерьер, призваны ассоциироваться с силой и могуществом Российской империи, но пожалуй самый знаменитый шедевр большого Царскосельского дворца - Янтарная комната или Янтарный кабинет. работы придворных мастеров прусского короля Фридриха Вильгельма и русских зодчих эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины 2 занимала 100 квадратных метров. Среди зеркал располагались огромные янтарные панно, также интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.
В годы Второй мировой войны янтарную комнату оказалось невозможным эвакуировать в тыл из-за хрупкости деталей, её законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой, но спасти всё-таки не удалось, оккупанты вывезли её в Кенигсберг - современные Калининград. Похищенные янтарные панели двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея, при отступление немецких войск комната была демонтирована и вывезено в неизвестном направлении. Восстановлена Янтарная комната была к 300-летию Петербурга в 2003 году.
Удивительно красивый висячий сад соединяет личные покои Екатерины и Камеронову галерею.
Екатерининский парк. Представить парк таким, каким он был уже во второй половине 18 века во времена правления Екатерины 2 несложно, он сохранил свой облик без больших изменений. Императрица с огромным удовольствием показывала свой парк гостям, она сама проектировала многие пейзажи с лугами и водоемами, искусственными насыпными горками и дорожками, украшала ландшафт деревьями и цветами. Кстати, вода занимает пятую часть Екатерининского парка, почти все пруды и каналы здесь соединены в единую систему, при этом все водоемы Екатерининского парка искусственные, естественных рек и озер в этом районе не было, воды для императорского двора приходилось доставлять в Царское село в чанах из Санкт-Петербурга. Пейзажная часть дворцового парка стала своеобразным воплощением воспитательных и просветительских проектов императрицы, здесь нашли свое отражение её политические и культурные взгляды, создавая этот парк, она мечтала научить представителей высшего общества жить по естественным законам природы.

Пригород Павловск

Павловск. Особое место в ожерелье пригородов Петербурга занимает город Павловск, это загородная резиденция русских царей отличается теплотой и уютом, поскольку изначально строилась не для пышных официальных приемов, а скорее для создания семейной идиллии. История дворцово-паркового комплекса Павловска началась в 1777 году, когда Екатерина Великая подарила своему сыну Павлу и его жене Марии Фёдоровне эти земли в честь рождения будущего императора Александра 1. Город Павловск находится в 30 километрах к югу от Санкт-Петербурга, на месте села Павловская. Добраться сюда можно от Витебского вокзала Санкт-Петербурга на электричке за 30 минут, или на автомобиле, маршрутном такси, рейсовом или экскурсионном автобусе. Сначала по Витебскому проспекту, а затем по Петербургскому и Павловскому шоссе. В 1782 году началось строительство Павловского дворца и благоустройство огромного придворцового парка, занимающего около 600 гектаров земли.
Известный архитектор Чарльз Камерон, приверженец итальянского стиля и большой знаток античности, за несколько лет сумел отстроить красивый и строгий Павловский дворец и сформировать пейзажный парк в сотрудничестве с итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзага (Гонзаго), их творческие замыслы воплощали мастера – садоводы, парковые строители и сотни рабочих людей и крестьян из окрестных деревень.

Павловский парк

Первая хозяйка резиденции - Мария Фёдоровна, была так увлечена садоводством, что именно благодаря её стараниям Павловский парк стал лучшим пейзажным парком мира.
Изначально парк создавался как пейзажный, но затем Павел зашел на трон и Павловск стал императорской резиденцией, для придания ей пышности был заложен регулярный парк: тройная Липовая аллея, Большие круги, Вольерный участок. До сих пор Павловский парк остается самым большим в пригородах Санкт-Петербурга, когда то по нему перемещались верхом или в экипажах, так было задумано создателями. Сегодня многие путешественники предпочитают осматривать парк на пешком или совершать прогулки на велосипеде, где в любое время суток и время года, каждый человек может найти место отвечающее его представлению о красоте, впрочем для поиска красоты и вдохновения можно выбрать любой из дворцово - парковых ансамблей жемчужного ожерелья Санкт-Петербурга.