Софийский собор

В каждом городе России есть православные храмы, история одних корнями врастает вглубь веков, другие первые пишут страницы своей летописи, матерью всех христианских церквей современной России по праву считается Софийский собор Святой Софии Премудрости Божией в Великом Новгороде на Волхове,построенный в честь завоевания русскими дружинами во главе с новгородским князем Владимиром Ярославовичем могущественной Византии, построен по образцу Киевской Софии. Шесть куполов венчают Собор, их очертания напоминают шлемы русских воинов. Западный портал собора украшают бронзовые врата с рельефными изображениями библейских сцен с Ветхого и Нового Завета. Храм был заложен в XI веке Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Собор был свидетелем многих исторических событий и чудес, у стен Софии на Соборной площади звонил колокол, собирая Новгородское Вече, от стен ее уходили на боевые подвиги полки Александра Невского.

Собор Святой Софии

В 1846 году Андрей Николаевич Муравьев, известный отечественный писатель, историк, в своей книге "Путешествие ко святым местам в 1830 году" написал: многие века протекли над святой Софии и не смели коснуться, они изменили вокруг неё гражданский быт и саму природу и не проникли в заветное святилище, которое иногда только обновлялось рукой человеческой и человек вступивший в её средину на время забывает о настоящем, в долголетии минувшего.

История основания Собора

В устоявшемся в XI веке порядку, князь Новгородский всегда унаследовал Киевский престол, и оставил князь Ярослав Мудрый княжить в Новгороде своего старшего сына Владимира Ярославовича, по его указу и большими стараниями был построен в 1050 году Софийский собор, приглашенными из Киева и Византии мастерами каменного строительства.
В 1045 году началось сооружение храма, а через 7 лет собор был освящен Новгородским епископом Иоакимом Корсунянином, на освещение собора приехал Ярослав Мудрый. Под сводами этого храма уже была погребена его супруга княгиня Анна, мать князя Владимира, главным делом их жизни стало строительство храма Святой Софии, именно за это их канонизировала Русская православная церковь, их святые мощи покоятся в раках, арочных проёмах Мартирьевской паперти, этот уголок назван в честь архиепископа Мартирия, он заботился о благоустройстве и благолепии храма, над его гробницей 12 века обнаружена погребальная композиция.
Мартирьевская паперть веками была основным местом захоронения новгородских владык и князей. Другой князь Мстислав Храбрый, он жил в 12 веке, погребен в Рождественском приделе за воинские доблести, мудрое правление и христианские добродетели его признали святым.
Иконы для собора писали в мастерской Владычного двора, она существовала с 12 века, но еще раньше при храме была открыта школа, в исторических летописях сказано, "собрав 300 детей поповых обучать делу книжному". Библиотека Софийского Собора всегда считалась одной из богатейших на Руси.
Собор богат легендами и сказаниями, в старинной легенде говорится, что обыкновенный голубь пролетая над городом, увидев эту кровавую картину так и окаменел на Голубь кресте центрального купола Софийского Собора, который учинил в Великом Новгороде царь Иван Грозный, якобы дошел до него слух о заговоре, которые готовили новгородцы и решил он наказать жителей за это. Три недели, в феврале 1570 года на улицах города казнили людей, обыкновенный голубь пролетая над городом так и окаменел на центральном куполе собора. Более позднее повторение того старинного креста с голубем находится у главного иконостаса собора, это крест 19 века. Во время оккупации солдаты испанской голубой дивизии увезли крест с голубем, в 2004 году крест с голубем вернулся, на золотом куполе стоит его точная копия.

Убранство Собора

Интерьер собора впечатляет не меньше, чем его внешний вид, здесь нет открытого большого пространства. Основной объем собора украшают настенные росписи 19 века, наиболее интересные и доступные для обозрения являются фрагменты росписи Мартирьевской паперти, часть из которых была обнаружена во время археологических раскопок, культурный слой выросший за 1000 лет закрыл его нижние части и древний пол оказался на два метра ниже уровня современного. На столбе Мартирьевской паперти видим фреску с изображением Византийского императора Константина и его матери Елены, композиция датируется второй половиной 11 века, она по праву является жемчужиной софийских росписей храма.

изображение Византийского императора Константина и его матери Елены

Среди святынь собора чудотворная икона 12 столетия Божией матери "Знамение", по преданию она помогла новгородцам одержать победу над Суздальским войском, во главе которого стоял Андрей Боголюбский. Незваная рать осадила Новгород, но по молитве, у чудотворного образа Богородица заступилась за новгородцев и они одержали победу. С того времени и по сей день 10 декабря проводится праздничное богослужение, в ходе которого у чудотворной иконы "Знамение" совершается молебен.
В разные времена молились Александр Невский, его старший брат Федор Ярославович, мощи святого Федора сохраняются в соборе, замаливал свои грехи Иван Грозный (Иван IV), для него было изготовлено специальное резное деревянное молельное место.
Существовал обычай. по которому власть имущие делали вклады на развитие храма. С именем царя Бориса Годунова связана огромная бронзо-позолоченная паникадило (конец 16 века), состоящее из четырех ярусов, высотой 4,5 метра подвешенное под под главным куполом Софийского собора, преподнесенное в дар собору. В далеком 11 веке Ярослав Мудрый подарил собору медные врата, украшающие вход в Рождественский придел. Слева от главного (Успенского) иконостаса стоит Алексиевский резной каменный крест 14 века, с рельефно-вырезанными евангельскими сюжетами: Рождество, Благовещение, Распятие, Сошествие в ад, Вознесение.
Софийский иконостас один из старейших на Руси и представляет собой образец станковой живописи, устройство алтарной преграды относится к середине 12 века, до конца 14 века в соборе не было высокого иконостаса, алтарь отделялся от молящихся легкой завесой, постепенно иконостас увеличивался, расширялся. В 1941 году иконостас не успели эвакуировать, он был вывезен немцами, по окончании войны в В.Новгород вернулись все иконы главного иконостаса и иконостаса придела Рождества Богородицы. В августе 1991 года состоялся акт передачи собора Русской православной церкви.

Ворота

Главные врата собора, редчайший образец западно-европейского литья XII века, створы состоят из бронзовых картин на темы Ветхого и Нового Завета изготовлены в городе Магдебурге, эти врата называют еще Сигтунские врата, взяты были в качестве трофея новгородцами в шведской столице Сигтуны.